Дуэлянт

«Дуэлянт» (реж. Алексей Мизгирев, 110 мин.) — примечательное российское кино, которое не портят многочисленные «ляпы».

В 1860 году в Петербурге появляется загадочный капитан Яковлев (Петр Федоров). Отличный стрелок, он немедленно ввязывается в несколько дуэлей, причем его соперники неизменно погибают. По сути, он убивает людей за деньги, однако Яковлев не интересуется именем истинного заказчика, пока дело не касается красавицы Марфы Тучковой и ее юного брата.

«Дуэлянт» подчеркнуто нереалистичен. Похоже, его авторы совсем не интересовались исторической достоверностью. Действие происходит в условном Петербурге, который временами напоминает то Лондон, то Венецию. Узнать город невозможно, тем более что там всегда сумерки и дождь. Женские наряды изысканны, но совершенно непохожи на то, что носила российская знать в то время. Главный герой позволяет себе черт знает что: то пытается придушить чиновника при исполнении обязанностей, то катается на лодочке по питерским каналам и напивается до беспамятства, то добивается взаимности от возлюбленной прямо на улице средь бела дня.

Дело в том, что эта история, отнесенная ко временам Достоевского и Толстого, на самом деле вдохновлена творчеством предыдущих десятилетий — Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Это романтизм чистой воды, и Яковлев — дальний родственник Сильвио из «Выстрела», Германна из «Пиковой дамы» и лермонтовского «Фаталиста». Весь фильм — свободный полет фантазии, не скованной рамками реальности: хранящий мрачную тайну герой и противостоящий ему могущественный злодей (Владимир Машков); заклятие, берегущее от пуль; придворные интриги и подонки общества.

«Дуэлянт» силен создаваемой атмосферой, он выстраивает прекрасную декорацию для бури страстей и незаурядных характеров, не заботясь о мелочах жизни.

The Duelist