Одержимость

«Одержимость» — фильм не об ударнике и дирижере, как может показаться на первый взгляд. Это история учителя и ученика, или история Диогена, который ходит по улицам с фонарем, чтобы найти человека. Это погружение не только в музыку, но и собственно в одержимость, звериную жажду успеха и погоню за славой.

Главные герои: Флетчер, дирижер оркестра нью-йоркской консерватории, и первокурсник Эндрю, которому «посчастливилось» попасть в этот оркестр. В кавычках — потому что Флетчер всем известный садист и деспот, требующий от музыкантов непонятного им совершенства. Его репетиции сопровождаются унижениями, угрозами, запугиваниями и даже изгнаниями из оркестра за малейшую, часто мнимую, провинность. Чтобы не отстать в этой гонке, Эндрю будет стирать пальцы в кровь, тренироваться день и ночь, рвать отношения с близкими, тратить последние деньги — да вообще что угодно делать, лишь бы остаться в этом чертовом оркестре. Без каких-либо гарантий, разумеется.

Что характерно, играют они джаз. Музыку, создателям которой тоже приходилось тяжко биться за место под солнцем. И пьеса, которую без конца репетирует оркестр, называется Whiplash — в переводе «Плеть» или «Работа под принуждением».

Причудливый гибрид «Черного лебедя» и «Цельнометаллической оболочки», «Одержимость» обладает удивительно ясной композицией и, хотя и прёт к своей цели напролом, делает это с редкостным шиком. Садист с добрыми глазами Дж. К. Симмонс — весьма вероятный кандидат на «Оскара», Майлз Теллер чуть уходит в тень, но держится молодцом, и всем их миром управляет музыка — бешеный ритм, совершенство, за которым никогда не угнаться, но без которого жизнь не имеет смысла.

Whiplash

 

Читайте также: