Под электрическими облаками

«Под электрическими облаками» — фильм дивной красоты, каждый кадр которого хочется обливать слезами восхищения и вставлять в рамочку. Собственно, и его призы и восторги критиков — как раз за визуальный ряд. Но Герман-младший не был бы собой, если бы эту неземную красоту не вставил в злободневную политическую повестку.

Но обо всем по порядку. 2017 год, столетие русской революции. На берегу моря богатый человек строил фантастический небоскреб, но умер, не закончив проект. Семь историй о людях, связанных с этим домом, — наследниках, архитекторах, рабочем-гастарбайтере и так далее — и составляют фильм.

Главная эмоция — под электрическими облаками ужасно неуютно. Люди чувствуют себя лишними, потерянными, беспомощными перед коварством и непредсказуемостью судьбы. На фоне балтийских туманов произносятся гамлетовские монологи, сюжетные линии обрываются, не начавшись, сплошные вопросы повисают в белесом зимнем воздухе.

Герои бубнят: «война, Украина, Сталин», вырывая зрителя из прекрасных снов о пейзаже. Угрюмое будущее нависает, как недостроенный дом, с которым непонятно, что делать — то ли башенку прилепить, то ли шпиль, то ли снести все к чертовой матери.

Но и в этом диссонансе есть своя логика. Хуже становится в самом конце, когда хриплый рык Шевчука вдруг превращается в гладенькую гармонию, выжившие герои начинают говорить прописные истины, и светлое будущее, внезапно замаячившее за туманами, оказывается какой-то картонной фальшивкой.

Но сквозь эту шелуху прорастают волшебные ландшафты, необыкновенные лица, неприкаянные скульптуры, брошенные на ветер слова. Все это надо пережить и, конечно же, рассмотреть на большом экране.

Under Electric Clouds